Школа успешных родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Орловский детский сад "Солнышко"

Школа успешных родителей

 

 

 

Методические рекомендации по теме

«Повышение роли семьи в воспитании здорового  и успешного ребенка»

 

            Идея сотрудничества – одна из самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность педагогов детского сада и родителей по достижению общей цели может существенно повысить ее эффективность.

            Одна из причин низкой активности педагогического коллектива детского сада по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу – отсутствие единого плана, включающего в себя интересные формы сотрудничества.

 

Причины снижения значимости роли семьи:

  • смена приоритетов:  материальных ценностей над семейными,  духовно-нравственными;
  • снижение воспитательного потенциала родителей, отсутствие заинтересованности в воспитании детей;
  • развитие индивидуализма, потеря ощущения себя частью общества.

 

Цель: способствовать развитию педагогической культуры родителей и повышению гражданской ответственности за воспитание здорового  и успешного ребенка.

Задачи:

  • довести до родителей истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей;
  • просвещение родителей по вопросам воспитания здорового и успешного ребенка;
  • помочь родителям научиться уважать ребенка как личность, развивать его способности;
  • приобщение семьи  к введению здорового образа жизни;
  • вовлечь родителей в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития здорового ребенка.

Гипотеза: Работа «Школы успешных родителей» будет плодотворной, если  родители осознают свою ответственность за воспитание здорового и успешного ребенка и примут активное участие в педагогическом процессе.

 

Концепция: Повышение роли и ответственности семьи в воспитании здорового и успешного ребенка.

 

Критерии и показатели оценки эффективности взаимодействия ДОУ и семьи

 

Критерии изменения в жизни семьи:

  • Увеличение времени совместных дел и увлечений взрослых и детей в семье (рисование, беседы и т.д.).
  • Укрепление устойчивых семейных традиций на основе приобщения к национальным ценностям и здоровому образу жизни  (день рождения, праздники, культурно-оздоровительные досуги, туристические походы и т.д.).
  • Упрочение контактов между членами семьи.
  • Улучшение микроклимата.
  • Установка родителей на выполнение  воспитательных функций.

 

Изменения во взаимоотношениях между воспитателем и родителями:

  • Повышение эффективности сотрудничества (увеличиваются интенсивность контактов, избирательность, инициативность, содержательность, эмоциональная окрашенность).
  • Изменение активности родителей в педагогическом процессе.
  • Повышение готовности педагогов к взаимодействию с членами семьи, преодоление боязни семьи.

 

Изменения в педагогическом процессе:

  • Накопление материалов семейного опыта воспитания здорового и успешного ребенка в методическом кабинете.
  • Обобщение опыта взаимодействия с  семьей и опыта семейного воспитания.

 

Ожидаемый результат:

  • Установление делового эффективного взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников МДОУ (общение и взаимопонимание).
  • Изучение особенностей семьи.
  • Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей.
  • Обогащение опыта семейного воспитания.
  • Создание педагогической копилки  «Народные секреты укрепления здоровья».
  • Повышение значимости труда педагогов дошкольного образования, формирование положительного общественного мнения о ДОУ, повышение его рейтинга.

Направления работы с семьей:

  • Изучение особенностей семьи, методов воспитания ребенка в семье.
  • Укрепление связи с  семьей.
  • Введение новых форм организации совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к здоровому образу жизни и национальным ценностям народов Забайкалья.
  • Включение родителей в деятельность по самообразованию, самопознанию, повышению педагогической компетентности.
  • Обмен семейным опытом воспитания здорового и успешного ребенка.
  • Создание предметно-развивающей физкультурно-оздоровительной игровой среды (игрового комплекса) в МДОУ с нетрадиционным оборудованием:  народными спортивными  и физкультурными снарядами, национальными костюмами и атрибутами к играм.

 

Методы и формы работы с семьей:

1. Планирование системного подхода детского сада и семьи.

      1.1. Методические рекомендации.

      1.2. Раздел в годовом плане (ежегодно).

2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов и приемов воспитания.

2.1. Диагностика семьи:

§  наблюдение;

§  анкетирование;

§  беседа;

§  посещение на дому;

§  исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям. Методика «Разноцветные домики»;

§  видеозаписи, продукты творческой деятельности родителей и детей.

2.2. Индивидуальная работа с семьей:

§  беседы;

§  домашние задания;

§  анкеты (опрос);

§  консультации;

§  наблюдение родителей за детской деятельностью  в МДОУ (в т.ч. НОД).

2.3. Формы и методы коллективной работы:

§  управляющий совет ДОУ;

§  родительский комитет;

§  попечительский комитет;

§  практикум;

§  семинар-практикум;

§  совместная деятельность родителей и ребенка (культурно-досуговая, творческая, физкультурно-оздоровительная, исследовательская и т.д.);

§  родительская гостиная;

§  родительские собрания;

§  Школа успешных родителей.

3.  Разработка методических и педагогических консультаций.

3.1. «Для вас, родители!» (советы, консультации педагогов, специалистов).

3.2. Памятки для родителей.

3.3. Заповеди и правила.

4. Домашние задания:

      4.1. родительские уголки (групповые, общие детского сада) - стенды;

      4.2. папки-передвижки, панно, буклеты;

      4.3. родительская газета «Играем, познаем, учимся»

5. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад:

      5.1. Изучение социального заказа:

§  дни открытых дверей;

§  анкетирование;

§  реклама услуг детского сада;

§  Материнская школа «Мама солнышко мое, а я лучик ее»;

 

Этапы организации работы с семьей:

 

I  этап – подготовительный

1. Знакомство педагога с семьями воспитанников, изучение проблем в воспитании детей.

2. Отбор эффективных методов и приемов диагностики семьи, детей, посещающих группу (анкеты, опросы, беседы, посещения) по направлению:

  • состав семьи, профессия, образовательный уровень;
  • общая семейная атмосфера;
  • особенности взаимоотношений между членами семьи:

- тон обращения друг к другу;

- характер отношений;

- своеобразная автономность каждого члена в семье;

  • что родители считают важным в воспитании;
  • что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.п.;
  • уровень психолого-педагогических знаний и практических умений;
  • система воспитательного воздействия;
  • организация совместных форм деятельности в семье (общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка);
  • вопросы дополнительного образования ребенка;
  • социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).

3. Планирование работы с семьей:

  • раздел в годовом плане:

- специальные экспозиции,  совместные занятия, фотовыставки, выставки совместного детско-родительского творчества, конкурсы, наглядная агитация, реклама, выпуск родительской газеты и т.п.;

- организация совместных культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий;

- детско-родительская гостиная;

  • план специалистов;
  • планы работы родительского комитета.

II этап – организационный

1. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов.

2. Создание условий для внедрения плана работы с семьей.

3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.

III этап – практический

1. Работа педагога по формированию у родителей специальных знаний:

  • дни диагностики;
  • круглые столы;
  • совместные занятия, открытые показы;
  • система консультаций;
  • семинары-практикумы;
  • домашние задания;
  • детско-родительские гостиные;
  • родительские собрания;

2. Совместная деятельность по схеме «педагог-ребенок», «ребенок – родитель», «родитель-педагог», «родитель-ребенок-педагог»:

  • праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, фольклорные (национальные, народные), традиционные);
  • экскурсии, походы, целевые прогулки;
  • участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно-изобразительного творчества);
  • акции, субботники;
  • мероприятия по улучшению материальной базы группы.

 

IV этап – отслеживание результатов

1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

2. Обобщение и распространение семейного опыта в воспитании  ребенка (через родительскую газету, рекламные буклеты, круглый стол и т.п.).

3. Анализ эффективности работы с последующей коррекцией.

 

 

План взаимодействия с родителями

 

Формы работы

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Работа с семьями воспитанников

Формирование банка  семей

Социологически исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье

Сентябрь

Воспитатели, ст.воспитатель, заведующая

 

Нормативные документы (беседы)

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Устав ДОУ, Конвенция о правах ребенка, условия родительского договора.

В течение года

Заведующая, педагоги МДОУ

 

Анкетирование, опросы

§  «Анкета для родителей»;

§  Анкета «Взаимоотношения в семье»;

§  Опросник «Культура здоровья вашей семьи»;

§  Анкета «Самооценка образа жизни»;

§  Анкета «Определения уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдении его в семье»

Сентябрь – ноябрь

Педагоги

 

Родительские собрания

Деловая игра «Родной свой  край, люби и знай»

Круглый стол «Устное народное творчество. А как речь то говорит, словно реченька журчит»

Семинар-практикум «Культура здоровья»

Сентябрь

 

Декабрь

 

 

Апрель

Педагоги МДОУ, медицинская сестра

 

Дни открытых дверей

Посещения НОД родителями воспитанников

Экскурсия по детскому саду, группе

Книга отзывов

1 раз в квартал

Педагоги МДОУ

 

«Родительские гостиные»

«Игры, которые лечат»

Февраль

Педагоги МДОУ

 

Помощь родителей

Спонсорство.

Помощь в размножении и печати педагогической литературы.

Участие родителей в создании игрового комплекса с народным спортивным  и физкультурным оборудованием, национальными костюмами и атрибутами.

В течение года

Родительский комитет, воспитатели групп

 

 

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов

Привлечение родителей к участию в деятельности группы, МДОУ

Работа родителей в творческих проектах педагогов.

Организация совместных физкультурных занятий.

«Гость группы» (встречи с интересными людьми).

В течение года

Педагоги МДОУ

 

Творческие выставки

- Выставка альбомов семейного творчества «Национальные традиции народов Забайкалья»

- «Народная игра – путь к здоровью»

- «Мастерим игрушки своими руками»

Декабрь

 

 

 

Март

 

Май 

Педагоги

 

Досуговые мероприятия

Праздники:

§  спортивный праздник «Веселые старты» к юбилею округа;

§  «Праздник Детства».

Фольклорные праздники: «Рождественские встречи. Святки», «Праздник Белого месяца», «Веселая масленица».

 Развлечения:

- физкультурно-оздоровительное «Зимние забавы»;

- спортивное  «Наш солдат умом и силою богат» ко Дню защитника Отечества;

- «День смеха»;

-  «Весенние Спартианские игры»

 

Сентябрь

 

Июнь

Согласно народного календаря

 

 

 

Январь

 Февраль

 

 

Апрель

Май

Педагоги

 

Педагогическое просвещение родителей

Наглядно-педагогическая пропаганда

Информационные стенды: «Советы медсестры», «Для вас, родители»

Газета для родителей «Играем,  учимся, познаем»

Папки-передвижки:

« Правила личной безопасности»,

«Это интересно…», «Праздник в доме», «Памятки для родителей», «Дела домашние или обучение без принуждения», «Азбука здоровья», «Народная игра – как средство воспитания здорового ребенка».

В течение года

Педагоги, медсестра

 

Консультирование

Индивидуальное (по запросам родителей).

Консультации:

§ «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»;

§ «Идем в детский сад и не болеем»;

§ «Воспитание привычек у детей»;

§  «Организация развивающей среды в семье»;

§ «Народные секреты укрепления здоровья».

В течение года

Педагоги, медсестра

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»