Инновационная деятельность

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Орловский детский сад "Солнышко"

Инновационная деятельность

 

Программа "Воспитание здорового ребенка через приобщение к национальной культуре народов Забайкалья"

 

Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических 

дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное 

благополучие.                                                                          

Оно -  важнейший показатель, отражающийбиологические       

характеристики,  условия  воспитания,образования детей,       

их жизни в семье, качество окружающей среды                      

 

 

 

Проект инновационной деятельности

«Воспитание здорового ребенка через приобщение

 к национальной культуре народов Забайкалья»

 

 

Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем, стоящих перед обществом. Сегодня объектом пристального внимания педагогов, родителей, общества становится здоровье детей, поскольку именно здоровье является условием успешного роста и развития, духовного и физического совершенствования и в дальнейшем во многом успешной жизненной карьеры. Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье: на 20% здоровье зависит от генотипа, на 20% от экологии, на 50% от образа жизни и лишь на 10% от медицинского обслуживания. Статистики посчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней, риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Если на наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни

Образ жизни семьи во многом зависит от окружающей социальной среды поселка, от его населения. Население нашего поселка многонациональное, состоит из: бывших осужденных Орловской колонии строгого режима и колонии поселения, оставшихся, после освобождения  проживать в поселке, переселенцев и  переехавших из других населенных пунктов для работы  на горно-обогатительном комбинате. Следствием данной неблагоприятной тенденции является низкая педагогическая культура общения в семьях,  снижение воспитательного потенциала семьи, превалирование в семье материальных проблем, отсутствие заинтересованности в воспитании детей. Семья утратила многое из старых добрых, народных традиций направленных на формирование ценностей здорового образа жизни, в т.ч.  духовно-нравственного.

Выход из создавшейся ситуации мы видим в разработке и внедрении новых форм организации дошкольного образования, способного повлиять на образ жизни семьи в интересах ребенка, сохранения и укрепление его здоровья не только физического, но и духовно-нравственного на основе приобщения к национальной культуре народов Забайкалья.

Новизной программы является ведение в систему физкультурно-оздоровительной работы МДОУ новой формы организации  деятельности детей - тематических недель здоровья, объединяющих спорт с искусством и другими видами духовно-творческой  деятельности,   организация социально открытого пространства – территории здоровья и успеха на основе социально-педагогического партнерства. 

 

Тема: Воспитание здорового ребенка через  приобщение к национальной культуре народов Забайкалья

 

Объект – система воспитательно-образовательного процесса в МДОУ

 

Предмет – национальная культура народов Забайкалья как средство воспитания здорового ребенка

 

Цель: Создание условий для здорового ритма жизни дошкольников  на основе приобщения  к  национальным ценностям  народов Забайкалья

 

Задачи:

 

  • Обогащение содержания детской деятельности  на основе культурных традиций народов Забайкалья.
  • Организация рационального оздоровительного режима, с включением разных форм двигательной активности на основе народных игр.
  • Формирование первоначальных представлений о культуре здоровья (ЗОЖ).
  • Включение ребенка в систему социальных отношений, воспитание  любви к родной культуре и уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

 

 

 

 

Направления экспериментальной работы

 

  • Введение в систему физкультурно-оздоровительной работы МДОУ новой формы организации  деятельности детей: тематических недель здоровья, объединяющих спорт с искусством и другими видами духовно-творческой  деятельности, например: неделя народной культуры, которая включает  национальную кухню, игры, фольклор; неделя спартианских игр  и т.п.
  • Организация «Школы успешных родителей» с целью родительского всеобуча, обмена опытом, проведения совместных мероприятий по воспитанию здорового социально успешного и счастливого ребенка.
  • Организация социально открытого пространства – территории здоровья и успеха для подрастающего поколения на основе социально-педагогического партнерства  с родителями воспитанников, с домом культуры,  с ОСОШ, ГОУ Орловским детским домом, орловской врачебной амбулаторией.

 

Механизмы реализации: 

  • Разработать программу воспитания здорового и успешного ребенка на основе национальной культуры народов Забайкалья.
  • Укрепление связи с семьей через  «Школу успешных родителей».
  • Создание педагогической копилки  «Народные секреты укрепления здоровья».
  • Создание игрового комплекса с народным спортивным  и физкультурным оборудованием, национальными костюмами и атрибутами.
  • Разработать программу взаимодействия и преемственности МДОУ с социальными партнерами.

 

Гипотеза:  Если реализация инновационной деятельности  «Воспитание здорового ребенка через  приобщение к национальной культуре народов Забайкалья будет успешной то:

-  выпускник детского сада  - это здоровый ребенок  – жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития, со сформированными первоначальными представлениями о принадлежности к своему народу, стране;

- на территории гп. Орловский будет создано социально открытое пространство – территория здоровья и успеха подрастающего поколения.

Прогнозируемые результаты:

- Повышение гражданской ответственности родителей за воспитание и здоровое развитие детей.

- Повышение профессионального  опыта педагогов на основе новых форм и методов  взаимодействия с  родителями воспитанников и социальными партнерами.

- В детском саду будет создана предметно-развивающая физкультурно-оздоровительная игровая среда с нетрадиционным оборудованием.

- Дошкольник, овладевший конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и детьми, со сформированными первоначальными представлениями о здоровом образе жизни, обществе, его культурных ценностях, государстве.

 

В ходе  инновационной деятельности возможны следующие трудности (риск):

- трудности приобщения родителей к образовательному процессу.  В современных сложных социально-экономических условиях положение семей значительно ухудшилось, особенно в селе. Кризис социальной сферы отразился не только на материальном положении, но и на нравственном здоровье семьи. Исследование состояния семейного воспитания показывает снижение воспитательного потенциала, превалирование материальных проблем, отсутствие заинтересованности в воспитании детей;

- недостаточное понимание частью коллектива личного участия в инновационной деятельности;

- недостаточна материально-техническая база МДОУ для реализации инновационной деятельности;

- несогласованность в работе с социальными партнерами  в связи с перегруженностью педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Этапы организации экспериментальной работы:

 

Этапы

Содержание

Примечание

I  этап – подготовительный

IV квартал 2012 г.

1. Анализ заболеваемости детей.

2. Отбор эффективных методов и приемов диагностики семей воспитанников МДОУ.

3. Диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности.

4. Анализ условий для ИД.

5. Разработка концепции инновационной деятельности и ее плана-программы.

 

1. Совместно с Орловской врачебной амбулаторией.

2. Направления исследования:

- социальный статус семьи (состав, образовательный уровень родителей, профессия);

- особенности взаимоотношений в семье;

- приоритеты семьи в воспитании ребенка;

- система воспитательных воздействий;

- организация совместных форм деятельности в семье.

II этап – основной (организационно-практический)

I II квартал 2013 г.

1. Проведение диагностики семей и формирование базы данных.

2. Анализ условий для организации инновационной деятельности.

3. Заключение договоров социального партнерства (ОСОШ, ГОУ Орловским детским домом, врачебной амбулаторией, ДК).

4. Разработка Программы взаимодействия с социальными партнерами.

5. Подготовка научно-методического обеспечения эксперимента: разработка конкретной программы, изложение технологий инновационной деятельности, подготовка методических разработок и пособий.

6. Определение нормативного обеспечения ОЭР, организация работы научно-методического (экспериментального) совета.

7. Сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих о динамике ВОП.

8. Решение возникающих проблем, своевременное внесение коррективов в ходе исследования.

 

 

2. Финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых.

 

 

4. Углубленное изучение научно-методической литературы, разработка и освоение новых форм работы  с детьми, освоение исследовательских методов.

6. Распределение управленческих функций, разработка должностных инструкций.   

III этап – отслеживание результатов

III IV квартал 2013 г.

 

1. Обработка полученных материалов: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки.

2. Описание хода результатов инновационной деятельности.

3. Формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы, достоверность и объективность результатов итоговой диагностики.

 

 

 

Программа инновационной деятельности

 

Пояснительная записка

Один из критериев при оценке показателей качества образования, предоставляемого образовательным учреждением населению - уровень сохранности здоровья воспитанников. Здоровье детей  - это будущее страны, здоровье основных ее институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней риск развития многих заболеваний и отклонений в развитии ребенка может уменьшиться более чем наполовину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа начиная с рождения. И особое значение принадлежит первым годам жизни ребенка – дошкольному детству.

Здесь уместно вспомнить, какими факторами определяется здоровье: на 20 % здоровье зависит от генотипа, на 20% от экологии, на 50 % от образа жизни и лишь на 10 % от медицинского обслуживания. Если на  наследственность и окружающую среду мы пока не имеем возможности воздействовать, то необходимо обратить внимание на самый значимый компонент – образ жизни. В современных сложных социально-экономических условиях положение семей значительно ухудшилось, особенно в селе. Кризис социальной сферы отразился не только на материальном положении, но и на нравственном здоровье семьи. Исследование состояния семейного воспитания показывает снижение воспитательного потенциала, превалирование материальных проблем, отсутствие заинтересованности в воспитании детей. Семья утратила многое из старых добрых, народных традиций направленных на формирование ценностей здорового образа жизни, в т.ч.  духовно-нравственного.

 Выход из создавшейся ситуации мы видим в разработке и внедрении программы «Воспитание здорового ребенка через  приобщение к национальной культуре народов Забайкалья», направленной на сохранение и укрепление  здоровья дошкольников и способной повлиять на образ жизни семьи в интересах ребенка.

Цель программы: Создание условий для здорового ритма жизни дошкольников  на основе приобщения  к  национальным ценностям  народов Забайкалья.

Исходя из цели были определены следующие задачи:

  • Обогащение содержания детской деятельности  на основе культурных традиций народов Забайкалья.
  • Организация рационального оздоровительного режима, с включением разных форм двигательной активности на основе народных игр.
  • Формирование первоначальных представлений о культуре здоровья (ЗОЖ).
  • Включение ребенка в систему социальных отношений, воспитание  любви к родной культуре и уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.
  • Включение  родителей в работу по созданию условий для здорового ритма жизни дошкольников.

Концептуальной основой программы является принцип здоровьесбережения, который базируется на обобщенном и целостном  представлении о здоровье детей, не только  соматическом здоровье, но и духовно-нравственном.

 

Содержание работы

 

Здоровье – это не только отсутствие болезни или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно – важнейший показатель, отражающий биологические характеристики, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды. Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда личность формируется наиболее быстро. От того как, проведет ребенок этот отрезок жизни будет зависеть многое. Реализуя право ребенка на здоровье, в целях повышения качества дошкольного образования   коллектив МДОУ детского сада «Солнышко» строит работу  по воспитанию здорового ребенка на основе приобщения дошкольников к национальной культуре народов Забайкалья. 

В первую очередь был проведен анализ состояния здоровья каждого воспитанника детского сада, диагностический анализ семей. Сформирован банк данных. Проведенный анализ позволил нам определить перспективы работы.  Было решено исключить условия  образовательной среды, отрицательно влияющие на здоровье воспитанников:

  • перегрузки учебным материалом;
  • низкий уровень двигательной активности;
  • недостаточное внимание к игровой  деятельности (в частности,  спортивным  и народным  играм).

В создавшейся ситуации основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством становится рациональный оздоровительный режим. Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Для этого в детском саду разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, предусматривающая разнообразные  формы и  методы, а также изменения в связи со временем года, возрастом и особенностями состояния здоровья детей. В систему входят: создание оптимальных условий для двигательной активности; система двигательной активности; система закаливания и оздоровления; организация рационального питания.

Создание оптимальных условий для двигательной активности:

  • гибкий режим (построение образовательных процессов на адекватных возрасту формах работы с детьми,  решение образовательных задач не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов, щадящий режим после перенесенного заболевания и т.п.);
  • условия для занятий физической культурой и спортом (спортинвентарь, спортивно-музыкальный зал, спортплощадка на территории МДОУ);
  • спортивные уголки в группах для самостоятельной спортивно-игровой деятельности ребенка;
  • спортивно-игровой комплекс «Калейдоскоп» с нетрадиционным оборудованием для физкультурно-оздоровительной работы и приобщения к игровой культуре народов Забайкалья;
  • игровые  участки возрастных групп;
  • индивидуальный режим пробуждения.

Система двигательной активности:

  • утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • физкультурные занятия (тематические, интегрированные, совместно с родителями и т.д.) в помещении и на прогулке;
  • двигательная активность на прогулке;
  • подвижные игры;
  • гимнастика пробуждения;
  • физкультурные праздники, досуги, игры, забавы;
  • народные игры  и хороводы;
  • игровые упражнения;
  • элементы психогимнастики;
  • музыкальная зарядка;
  • неделя  здоровья (спартианских игр, зимних забав, олимпийских игр);
  • неделя народной культуры (бурятской, русской, татарской, и т.п.).

Система закаливания и оздоровления:

  • в повседневной жизни: утренняя гимнастика, оздоровительный бег, облегченная форма одежды, ходьба босиком в спальной до и после сна, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами,  сон с доступом воздуха (+ 19°; + 17° С), солнечные и воздушные ванны;
  • специально организованная: чистка зубов после завтрака, полоскание полости рта после обеда и полоскание горла отварами трав после дневного сна, йодо-солевая дорожка, контрастные ножные ванны.

Организация рационального питания:

  • витаминизация третьего блюда, введение овощей и фруктов в обед и полдник, замена продуктов для детей – аллергиков, питьевой режим.

 

При организации воспитательно-образовательного процесса  в МДОУ особое внимание уделяется использованию народных методов воспитания и образования, введения в педагогический процесс всего богатства народной культуры, систематическую работу по приобщению к национальной культуре по разным направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей, и их родителей). Выбор форм работы осуществля­ется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, от опыта и творческого подхода педагога.

Педагоги детского сада в своей   работе используют культурные ценности народов Забайкалья  для наполнения  содержания детской деятельности и приобщения детей к  здоровому образу жизни. Системное включение данного материала в основную образовательную программу детского сада  началась с введения в систему физкультурно-оздоровительной работы МДОУ новой формы организации  деятельности детей: тематических недель, объединяющих спорт с искусством и другими видами духовно-творческой  деятельности.

Содержание работы при организации недели  народной (бурятской, русской, татарской) культуры включает знакомство детей с бытом и укладом жизни, национальной кухней и традициями гостеприимства,    организацию совместных с родителями фольклорных и оздоровительных праздников и досугов на основе народных игр и национальных видов спорта, проведение  выставок  творческих   работ по народным мотивам.

 

 

Модель приобщения детей к культурным ценностям народов Забайкалья

 

Культурные ценности народов Забайкалья

Виды  детской деятельности

Наполнение содержания детской деятельности

Устное народное творчество

Утренняя гимнастика

песенки, хороводные игры

приговоры, потешки

пословицы, поговорки

Умывание

Подготовка к  приему пищи

Игровая деятельность

считалки, загадки

Народные игры

Игровая деятельность

 

Русские народные игры: «Лапта», «Салки», «Жмурки», «Плетень», «Горелки», «Ручеек», «Пятнашки»,  «Волк во рву» и т.д.

Бурятские народные игры:

«Хурэг адуун» (табун), «Зун, утахн, зангалаа» (Иголка, нитка, узелок), «Шоно ба хурьгад» (Волк и ягнята), «Модо бэдэрхэ» (ищем палочку), «Шагай наадан» (Бабки-лодыжки), «Сурхарбан» (стрельба по соломенным бабкам) и т.д.

Татарские игры:

«Буш урын» (займи место), «Ыргыту уены?» (кто дальше бросит?), «Тышаулы атлар» (спутанные кони), «Тельки хам тавыклар» (лисички и курочки), «Тимербай»  и т.д.

Прогулки

 

Досуги, развлечения

 

Самостоятельная деятельность ребенка

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Быт и уклад жизни

Непосредственно образовательная деятельность

 

Фольклорные праздники и досуги

 

Игровая деятельность

 

Самостоятельная деятельность ребенка

 

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Национальная кухня – секреты здорового питания.

 

Национальные традиции и духовные ценности народов Забайкалья

Национальные культурные  традиции, обряды, обычаи, направленные на сохранение здоровья

Народное творчество

Сказки, легенды, сказания, песни, танцы, пляски, частушки, хороводы, игра на народных музыкальных инструментах

 

Неделя спартианских игр  включает в себя  определенный комплекс соревнований и конкурсов подобранных таким образом, что на их основе можно было сравнить и оценить параметры как физического,  так и духовного развития участников игр: их физическую подготовленность, спортивное и художественной мастерство, творческие способности, юмор, знания и т.д. Спартианские игры имеют специфические цели и задачи:

- совместное и равноправное  участие в Играх людей разного возраста, пола, физического состояния и т.д., включая лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий для того, чтобы каждый участник мог попробовать свои силы и проявить свои способности в различных видах творческой деятельности – спорте, искусстве, техническом творчестве и др.;

- исключение грубости, насилия, агрессивности, национализма и т.п. из поведения участников соревнований, формирование у них стремления к красоте действий и поступков;

- содействие сохранению и развитию самобытной национальной и народной культуры.

Возможно несколько вариантов проведения Спартианских игр. Примером может служить организация спартианского многоборья – создание «спартианских станций», на которых участники могут выполнить какое-то упражнение (подтягивание, бросок мячом, сбивание мячом кеглей и т.д.) или задание, связанное с искусством (исполнить песню, рассказать стихотворение и т.п.). За успешное выполнение упражнения участник получает жетон. При этом возможны два варианта: либо участник в обязательном порядке проходит все эти станции, либо выбирает те, которые ему нравятся, и стремиться набрать как можно больше жетонов. Соревнование может проводиться как личное, так командное.  Как бы не строилась программа спартианского многоборья важно, чтобы в ней были сбалансированы (в равной мере представлены) соревнования и конкурсы, требующие физической и спортивной подготовки, художественного мастерства и определенных знаний. Это требуется для того, чтобы исключить возможность победы в спартианском многоборье (в спартианских играх в целом) за счет одностороннего развития лишь физических качеств, спортивного или художественного мастерства, знаний.

С целью родительского всеобуча, обмена опытом, проведения совместных мероприятий по воспитанию здорового социально успешного и счастливого ребенка в МДОУ разработана программа взаимодействия с семьями воспитанников «Школа успешных родителей» (приложение 1).

Взаимная деятельность педагогов и родителей по достижению общей цели – воспитание здорового и успешного ребенка привела к идее расширения сотрудничества с другими социальными институтами: МОУ  ОСОШ, ГОУ Орловским детским домом, сельским Домом культуры по созданию   в  гп. Орловский социально открытого пространства – территории здоровья и успеха для подрастающего поколения.

 

Система мониторинга инновационной деятельности

 

Диагностика является важнейшим этапом в реализации концепции опытно-экспериментальной работы. Именно ее результаты определяют целесообразность и последовательность профессионально-педагогических действий  преобразующего характера на последующих этапах эксперимента.

 

Критерии и показатели оценки эффективности экспериментальной деятельности

 

Критерии изменения в жизни семьи:

  • Увеличение времени совместных дел взрослых и детей в семье.
  • Укрепление семейных традиций.
  • Упрочение контактов между членами семьи.
  • Улучшение микроклимата.
  • Установка родителей на выполнение  воспитательных функций.

Изменения во взаимоотношениях между воспитателями и родителями:

  • Повышение эффективности сотрудничества (увеличиваются интенсивность контактов, избирательность, инициативность, содержательность, эмоциональная окрашенность).
  • Изменение активности родителей в педагогическом процессе.
  • Повышение готовности педагогов к взаимодействию с родителями, преодоление боязни семьи.

Изменения в педагогическом процессе:

  • Накопление материалов семейного опыта воспитания здорового и успешного ребенка в методическом кабинете и его внедрение в педагогическую деятельность.
  • Изменения форм  взаимодействия с семьей (неформальные отношения)
  • Использование материалов педагогической копилки «Народные секреты укрепления здоровья» в работе с детьми.
  • Введение Журнала достижений дошкольников (рейтинг).
  • Введение новой формы организации  деятельности детей: тематических недель здоровья, объединяющих спорт с искусством и другими видами духовно-творческой  деятельности, например: неделя народной культуры, которая включает  национальную кухню, игры, фольклор; неделя спартианских игр  и т.п.
  • Использование форм и методов, предусмотренных проектом «СпАрт» направленных на гармоничное, духовное и физическое развитие, создание условий для того, чтобы каждый участник (включая лиц с ограниченными возможностями здоровья) мог попробовать свои силы и проявить свои способности; на  сохранение, развитие самобытной национальной народной культуры.

Изменения в предметно-развивающей среде МДОУ:

  • Создание игрового комплекса  с нетрадиционным спортивным  и физкультурным оборудованием, национальными костюмами и атрибутами.
  • Обновление предметно-развивающей среды в групповых помещениях:

- обеспечение максимального пространства для активных движений;

- обновление зоны отдыха, уголков уединения, пополнение их специальными «успокаивающими игрушками»;

- обеспечение постоянной возможности самостоятельных игр с песком, водой, крупами и т.п.;

- обновление мини-лабораторий, углубляющих представления детей.

Мониторинг состояния здоровья детей:

  • Оценка физического развития.
  • Оценка физической подготовленности детей.
  • Оценка физиометрических  параметров.
  • Оценка нервно-психического развития и здоровья.
  • Комплексная оценка состояния здоровья и определение группы здоровья.

 

 

 

Методы диагностики

 

Параметры

развития

Диагностические методики

Группы

Ответственные

Сроки

1

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптационные листы

 Младшая  группа

Воспитатели групп

Период адаптации

2

Освоение основных движений детьми

Оценка физической подготовленности ребенка

Все группы

Инструктор по ФК

Сентябрь

май

3

Состояние здоровья воспитанников

Оценка здоровья детей (анализ заболеваемости)

Все группы

Медицинская

сестра

2 раза в год

4

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Диагностика нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни. Печора К.Л., Пантюхиной Г.В.

Младшая группа

Воспитатели младших групп

 

5

Особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни

- Индивидуальные беседы с ребенком.

- Проблемные диагностические ситуации.

- Проективные методы.

- Наблюдение.

Все группы

Воспитатели групп

1 раз в год

май

6

Особенности представлений дошкольников о здоровье, ЗУН, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих его

- Беседы.

- Диагностические игровые задания.

- Проблемные ситуации,

- Наблюдения.

- Опрос родителей и педагогов.

Все группы

Воспитатели групп

1 раз в год

май

7

Особенности личностно-социального развития ребенка

- Методика выявления уровня самооценки ребенка.

- Методика изучения личностно-социального поведения ребенка.

Старшая,  подг. группы

Старший воспитатель, воспитатель группы.

 

8

Особенности семейного воспитания

- «Анкета для родителей».

- Анкета «Взаимоотношения в семье».

- Опросник «Культура здоровья вашей семьи».

- Анкета «Самооценка образа жизни».

- Анкета «Определения уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдении его в семье»

Семьи воспитанников

Педагоги

Сентябрь – ноябрь

 

Модель реализации программы по инновационной  деятельности

 

С учетом поставленной цели и задач  была разработана модель реализации программы «Воспитание здорового ребенка через  приобщение к национальной культуре народов Забайкалья», согласно которой  работа в МДОУ осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами. По каждому из них предусмотрены соответствующие мероприятия.

Участники

Содержание работы

Наименование мероприятия

Заведующая,

Старший воспитатель,

Медсестра, Педагоги

Создание предметно-развивающей физкультурно-оздоровительной среды. 

- обновление физкультурно-спортивных уголков в группах атрибутами к народным и спортивным играм;

- создание игрового комплекса МДОУ с нетрадиционным оборудованием;

- создание педагогической копилки  «Народные секреты укрепления здоровья».

Организация рациональной двигательной активности детей

- Создание оптимальных условий для организации двигательной активности в групповых помещениях (гибкий режим; учет индивидуальных и возрастных особенностей, индивидуальный режим пробуждения);

- организация прогулок с повышенной двигательной активностью;

- физминутки, ритмические паузы при проведении НОД;

- культурно-досуговые мероприятия;

- целевые прогулки, экскурсии;

- организация подвижных (в т.ч. народных, спартианских) игр в режимные моменты;

- тематические недели народных культур, спартианских игр;

- упражнения на развитие движений;

- пробежки здоровья;

- дополнительное образование (кружок «Неболейка», по программе ОБЖ «Азбука здоровья»)

Физкультурные занятия

- традиционные;

- тематические (в интеграции с  образовательными областями: здоровье, социализация, труд,  безопасность, познание, коммуникация,  художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы);

- совместные с родителями;

- на свежем воздухе (на прогулке).

Организации оздоровительных режимов

- гибкий и щадящий режим после перенесенных заболеваний, в  период адаптации;

- НОД по подгруппам;

- индивидуальный режим пробуждения.

Лечебно-профилактическая работа

- профилактические прививки;

- медицинский осмотр детей 3, 6 лет;

- закаливающие мероприятия (солнечные и воздушные ванны, дорожки здоровья, йодо-солевая дорожка, чистка зубов, полоскание рта и горла)

Физкультурно-оздоровительная работа

- утренняя гимнастика;

- прием детей на улице в теплое время года;

- физкультурные занятия;

- двигательная активность на прогулке;

- подвижные и спортивные  игры (т.ч. народные);

- гимнастика после дневного сна;

- физкультурные праздники, досуги, игры, забавы.

2. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни.

 

- диагностика;

-  НОД по формированию элементарных представлений о ЗОЖ на основе интеграции образовательных областей физическая культура, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация, труд, безопасность.

 - профилактические и оздоровительные мероприятия;

- система закаливания;

- введение новой формы организации  деятельности детей – тематических недель здоровья.

- организация совместных с родителями  культурно-досуговых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- укрепление связи с семьей и педагогическое просвещение родителей;

- создание единого социального пространства в гп. Орловский – территории здоровья и успеха подрастающего поколения.

Заведующая,

Медсестра, кладовщик, повар

Организация полноценного питания.

- витаминизация третьего блюда;

- введение овощей и фруктов в обед и полдник;

- замена продуктов для детей-аллергиков;

- питьевой режим.

Дети

1.                 Партнерская деятельность взрослого и ребенка.

2.                 Самостоятельная детская деятельность.

- утренняя зарядка;

- дополнительное образование (кружок «Неболейка», по программе ОБЖ  «Азбука здоровья»);

- корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия, нарушения осанки;

- физкультурные занятия – 3 раза в неделю (одно на улице);

- физкультурные и музыкальные досуги; - оздоровительный бег;

-  беседы;

- прогулки с повышенной двигательной активностью,  экскурсии;

- проблемные ситуации;

- праздники по охране и укреплению здоровья;

- тематические недели здоровья (в.ч. неделя русской /бурятской/ культуры);

- подвижные игры;

- занятия и игры в уголках уединения и спортивных уголках в группах;

- экспериментальная деятельность в групповых  мини-лабораториях;

- мероприятия в летний оздоровительный период;

- встречи с интересными людьми.

Родители

1.                 Реализация права родителей участвовать в образовательном процессе.

2.                 Совместная работа педагогов и родителей с целью сохранения, укрепления здоровья детей.

3.                 Совместная работа педагогов и родителей с целью создания предметно-развивающей среды в МДОУ и дома.

4.                 Встречи с интересными людьми и обмен опытом в родительской гостиной.

5.                 Педагогическое просвещение.

- Дни открытых дверей (1 раз в квартал);

- наблюдение родителей за адаптацией ребенка в детском саду, ВОП в возрастной группе своего ребенка (по желанию родителей);

- анкетирование;

- совместные физкультурно-оздоровительные,  культурно-досуговые мероприятия родителей с детьми (в т.ч. участие в тематических неделях, например: «Неделя здоровья», «Неделя народной культуры», «Неделя спартианских игр» и т.д.;

- творческие выставки и конкурсы по созданию здоровьесберегающей среды;

- родительские собрания;

- педагогическое просвещение через Школу успешных родителей;

- ежеквартальный выпуск родительской газеты «Играем, учимся, познаем»;

- практические рекомендации,  консультации педагогов и медсестры через информационные уголки для родителей;

- создание единого социального пространства в гп. Орловский – территории здоровья и успеха подрастающего поколения.

 

Комплексно-тематическое планирование инновационной деятельности

по возрастным группам

 

Тема

Задачи

Содержание и формы работы

До свидания  лето! Здравствуй детский сад!

 

Способствовать формированию  представлений о ЗОЖ на основе народных игр и  средств народного творчества: поговорок,  пословиц, сказок и т.п.

Воспитание и закрепление культурно-гигиенических навыков посредством народных традиций.

 

1. Наблюдения за изменениями в природе и за трудом взрослых (в течение года).

2. Организация  подвижных и народных игр.

3. Использование разных форм народного творчества в режимных моментах.

4. НОД:

- познавательно-речевая: «Знакомство с пословицами и поговорками русского народа»; «Хочешь есть калачи – не лежи на печи».

5. Социально-личностное развитие: «Веселые старты по спартиански», режиссерские и сюжетно-ролевые игры отражающие старинный уклад жизни  народов Забайкалья.

Ребенок и природа. Осень.

Воспитание общечеловеческих ценностей: привычки к здоровому образу жизни, к труду, доброты, отзывчивости на основе знакомства с сезонными работами взрослых.

Развитие  представлений о здоровой и вкусной пище, пользе  растительных и молочных продуктов питания.

Познакомить детей с народными традициями, связанными с хлебом, уборкой урожая, заготовкой кормов и посвященными им пословицами.

1. НОД: 

- опытно-исследовательская: «Что растет на грядке», «Вершки-корешки», «Определи на вкус», «Готовим салаты»;

- познавательно-речевая: «Наши помощники или витамины с грядки», «Откуда пришел хлеб», экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова», «Убираем урожай», «Секреты здорового питания бурятской кухни. Молочные блюда»,  экскурсии на огород, сад, скотный двор.

- чтение художественной литературы о быте крестьян, кочевников-скотоводов, бытовых сказок и т.п.;

- художественно-эстетическая:   рисование «Консервируем овощи и фрукты»,  «Витаминная корзина»; предметное рисование - натюрморт «Фрукты» (овощи, цветы и т.п.); разучивание народных песен, хороводных игр, имитирующих труд взрослых, драматизация сказок,  выставка поделок из природного материала  «Дары осени»;  лепка по мотивам национальной кухни (бузы, вареники и т.п.);

- трудовая: уборка урожая опытно-экспериментального огорода, ручной труд «Изготовление русской соломенной куклы Стригушки»  (как вариант - из пряжи).

 

2.                 Социально-личностное развитие: фольклорный праздник «Осенины» и т.п.

Я в мире человек

Воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью на основе народной мудрости, народной культуры здоровьесбережения.

Формирование представлений о себе, о теле, о связи между строением органа и его назначением,  о наследственных особенностях организма, телосложении, походке, реакции на некоторые продукты питания.

 

НОД:

- познавательно-речевая: «Мое имя», «Моя семья», «Я в мире Человек», «Чистота – залог здоровья», «Русская баня», «Одежда – защита тела от воздействия наружной среды»; экскурсия в  Орловскую  врачебную амбулаторию;

- исследовательская деятельность  «Чудо-  шерсть»;

- тематические физкультурные: «Мой организм», «Ключ к здоровью".

2. Социально-личностное развитие: физкультурно-оздоровительный праздник «На прогулку со здоровьем».

Мой город, моя страна

Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому  и культурному наследию России

Формировать представления о культуре быта народов Забайкалья.

НОД:

- познавательно-речевая: «Быт Агинских бурят», «Почему юрта круглая?», «Двор что город, изба что терем», «Моя Ага», «Забайкальский край», «Россия – родина моя»;

- продуктивная: создание макета юрты, рисование «Дом в котором я живу», «Цвети, родная земля!»;

- художественно-эстетическая: «Древние игры и танцы бурят»

Социально-личностное развитие:  «Вместе весело шагать»

Ребенок дома

Знакомство с историей возникновения игрушек на Руси. Формировать представления детей о том, чем  и в какие игры играли раньше дети? Развитие двигательной активности детей посредством народных игр.

 

НОД:

- познавательно-речевая: «Один дома», «Русская игрушка», «Чем играли раньше дети? Бурятские народные игры»  

- продуктивная: лепка «Глиняная игрушка», ручной труд «Изготовление русской  куклы Бессоницы»;

- интегрированная НОД «Потеха – делу не помеха».

Ребенок и другие люди

Продолжать знакомить детей с народными подвижными играми и формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Продолжить знакомство с традиционной национальной  кухней  русского и бурятского народов, ее целебными свойствами.

НОД:

-познавательно-речевая: «Тетушка Арина кушала, хвалила, дядя Елизар пальчики облизал!»,  «Целебные свойства бурятской кухни»;

исследовательская деятельность «Свойства муки. Каравай, каравай, всех в гости созывай».

- тематическое физкультурное занятие «Подвижные игры бурятского народа»;

-интегрированная: «Веселый хоровод или игры народов Забайкалья»

Новогодние праздники

Расширять знания детей о культуре празднования нового года у разных народов. Развивать эмоциональную сферу ребенка, вызывать эмоциональный отклик на всенародный праздник.

Продолжать знакомить детей с деревом как одной из материальных ценностей народной культуры.

НОД:

- познавательно-речевая: «Как празднуют Новый год разные  народы», «Дерево в культуре народов, ее целебные и полезные свойства».

 

Социально-личностное развитие: утренник «Новогодняя сказка для малышей».

Настали Святки, запевай колядки

Формировать представления детей о русских народных  праздничных традициях как своеобразном регуляторе периодов труда и отдыха, способах сохранения сил (здоровья) и профилактики переутомления.  

Познавательно-речевая НОД  «Традиции здорового питания»: - «Сочельник» (постная пища);

- «Рождественский стол»

Художественно-эстетическая НОД: лепка «Фигурки из теста «Козули»

Социально-личностное развитие: фольклорный праздник «Настали Святки, запевай колядки!».

Сагаалган

Неделя Бурятской культуры

Продолжать формировать у детей  представления о национальной культуре здоровьесбережения, быте и жизни бурятского народа.

Продолжать знакомить детей с играми, традициями, обычаями    бурятского народа.

 

НОД:

- познавательно-речевая: «Жизнь бурята-скотовода»,  «Праздники, обряды, обычаи как условие «проживания» ценностей культуры здоровья», «Народная мудрость»;

- художественно-эстетическая: «Бурятская национальная одежда»;

- физическая культура «Тургэн, мэргэн, зоригтой»

 

Социально-личностное развитие:

- разучивание и организация бурятских народных игр;

- фольклорный праздник «Сагаалган».

День защитника Отечества

На основе культурных народных традиций расширять у детей гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;

На примере исторического прошлого своего народа воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы.

НОД:

- познавательно-речевая: «Служу Отчизне»,  «Армия от ее истоков»; «Бурятская национальная мужская одежда»;

«Секреты здорового питания. Целебные свойства конины».

- интегрированная «Лошадь в традиционной культуре» (физическая культура, познание, музыка, художественной чтение, художественное творчество);

- физкультурно-оздоровительная: «Наш солдат умом и силою богат», «Богатырская наша сила»; «Юный Гэсэр»

Масленица

Неделя русской культуры.

 

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе приобщения к национальной культуре своего народа.

Продолжать знакомить с устным народным творчеством.

НОД:

- познавательно-речевая: «Всеядная, пестрая и мясопустная», «Традиции русской кухни.  Праздничные блюда».

- чтение художественной литературы: сказок, закличек, поговорок, прибауток, потешек и т.п.

- исследовательская деятельность: «Свойства муки. Ох, блины, мои, блины»

Социально-личностное развитие:

- фольклорный праздник «Масленица».

Женский день 8 марта

Организовывать все виды детской деятельности  вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке.

   Знакомить детей с национальной женской одеждой, формирование полоролевой идентичности девочек.

 

НОД:

- художественно-эстетическая: «Делу время, потехе - час»;

- познавательно-речевая: «Сошьем Дуне сарафан», «Национальный бурятский костюм женщины», «При солнышке тепло, при Матушке добро», «Позолоченное прялице – я пряду, а нитка тянется».

Ребенок дома. В мире опасных предметов.

Знакомить  детей с предметами домашнего быта, в т.ч. которые являются источниками потенциальной опасности, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Развитие безопасной самостоятельной игровой деятельности дошкольников на основе развивающих народных игр.   

Обучение детей поведению в экстремальных ситуациях в быту (уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом посторонних, пользоваться телефоном).

НОД:

- познавательно-речевая: «Если дома я один», «Я по терему, по терему хожу»;

- безопасность:  «Затопила кума хату», «Огонь - наш друг, огонь - наш враг»,  «Каждой вещи свое место!»

 

Социально-личностное развитие: - развивающие народные игры;

- викторина «В мире опасных предметов».

 

Ребенок на улице.

«Неделя спартианских игр»

 

НОД:

- познавательно-речевая: «Твои помощники на дороге»,

- безопасность: обыгрывание ситуаций: «Если ребенок потерялся на улице», «Мы пешеходы».

 

Социально-личностное развитие: «Азбука пешехода»,

«Спартианских игр»

 

Ребенок и природа. Весна.

Формировать у детей обобщенные представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Формировать понятие о земледелии как важнейшем, жизненно необходимом занятии крестьянства. Знакомить детей с трудом крестьянина-земледельца на Руси.

Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени).

Познакомить детей с древнерусскими обрядами, связанными с культом растительности.

Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе.

Формировать элементарные экологические представления.

Пропаганда экологической культуры, бережного отношения к Родной Земле.

Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

НОД:

- познавательно-речевая: «Без хозяина Земля – круглая сирота»; «Белая березонька, ходи с нами гулять», «День Земли», «Мы – земляне!»;

- опытно-исследовательская: «Условия роста и развития растений»; «Огород на окне»;

- художественно-эстетическая: «Солнышко, выгляни!»

 

 

Социально-личностное развитие:

- экологическая акция «Берегите нашу Землю!»;

- концерт «Степные напевы Забайкалья».

 

День Победы

Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Рассказать о ветеранах войны – жителях п. Орловский, Забайкальского края.

Знакомить с памятниками героям      Великой Отечественной войны.

 

НОД:

- познавательно-речевая: «Они защитили Родину!», «Герой Отечества», экскурсии к обелиску Победы, в мини-музей «Во имя жизни на Земле», встречи с ветеранами ВОВ  (Дудкиным В.Н., Юндуновой Н.);

- чтение художественной литературы о ВОВ;

- продуктивная: изготовление поздравительных открыток  для ветеранов войны и тружеников тыла;

- художественно-эстетическая: подготовка концертных номеров к празднику Победы (совместная деятельность МДОУ и ДК).

 

Социально-личностное развитие:

- конкурс юных чтецов «Праздник, объединивший поколения»;

- участие в праздничном митинге, концерте, посвященным  Дню Победы.

Ребенок и природа. Лето

Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета.

Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах.

Закреплять правила безопасного поведения на природе.

НОД:

- познавательно-речевая: «Лето красное», «Летний день – год кормит», «Готовь сани летом, а телегу зимой».

- художественно-эстетическая: «Краски лета», «Цветы на подносе».

- физкультурно-оздоровительная: солнечное и воздушное закаливание.

Социально-личностное развитие:

- Капустник;

- игровая деятельность на свежем воздухе по мотивам народных игр.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»