Бурятские народные игры

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Орловский детский сад "Солнышко"

Бурятские народные игры

 

Оглавление

 

Бабки-лодыжки (Шагай наадан)………………………………………………..…..5

Отгадывание (Таалсалга)……………………………………………………………6

Подкидывание трех костей (Хумпараа)…………………………………………....6

Строительство ограды для скота (Хорео барилга)……………………………...…6

Конные скачки (Мори урилдаалга)………………………………………………....7

Семья (Аял боложо наадаха)……………………………………………………..…8

Табун (Хурэг адуун)………………………………………………………………....8

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)……………………………………………………..9

Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)…………………………………….10

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)…………………………………………………11

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)……………………………..……11

Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)………………………………………....12

Обмен песнями (Дуу андалдаан)……………………………………………….…12

Шапка (Малгай нюуха)…………………………………………………………….13

Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)…………………………………14

Прятать золотинку (Алта нюуха)………………………………………………….14

Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)………………………………………………....15

 

 Чем играли раньше дети?

 

 

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки.  Излюбленной игрой детишек были шагай – бараньи косточки-лодыжки. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения - качеств, необходимых кочевнику.


      

Бабки-лодыжки (Шагай наадан)

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1.     Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они поочереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2.     Большим пальцем щелкают по одной  лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т.д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3.     Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4.     Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5.     Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные в рассыпную на столе.

Правила игры:Следует точно соблюдать приёмы игры.

 

Отгадывание (Таалсалга)

В обеих руках у ребенка по горсточке косточек, дети отгадывают,  в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребенок угадает, то берет косточки себе. Кто больше соберет косточек, тот и побеждает.

В этой игре постигают устный счет, различают понятия «много», «мало», «больше», «меньше». Положив в ладонь малышу одну косточку, воспитатель спрашивает: «Сколько?» и учит отвечать «один». Затем вкладывая в ладонь по косточке добивается от детей ответа: «Два, три» и т.д.

 

Подкидывание трех косточек (Хумпараа)

Эта игра является подготовительным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы  это необязательно, важнее узнать, кто у них упал: козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одинаковом положении, тот все косточки-бабки забирает себе.

 

Строительство ограды для скота (Хорео барилга) 

          В этой игре дети учатся ставить предметы рядышком, последовательно, усваивать понятия «широкий», «узкий», «длинный», «большой» и «маленький».

          В средней и старшей группах эта игра усложняется. Дети играют в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строят себе городьбу, воображая ее загоном для скота. Ставят туда пять косточек бугром вверх – пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в городьбе было еще семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяют пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребенок и тоже выигрывает косточки-бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот, у кого собрался полный двор скота.

 

Конные скачки (Мори урилдаалга)

          Двое детей строят стену в 10 косточек-бабок. В начале стены по обе стороны ставят «кони» участников. Играющие по очереди кидают «Хумпараа» (из трех косточек). Начинает игру тот, у кого все три бабки упадут одинаково. Если у кого-то в тройке упадет один конь, то этот участник передвигает своего коня на одну косточку вперед. Если у кого упали сразу три коня, тот делает скачек сразу через две бабки и обгоняет соперника. Кто первый доберется до конечной косточки стены, тот победитель, но по желанию соперников их кони могут обогнуть стену и бежать в обратном направлении.

   

Семья (Айл боложо наадаха)

Правила игры: Выполняют роль родителей - крупные конские кости, роли детей выполняют кости поменьше – скотские. Кость конского копыта обозначает собаку. Бараньи косточки представляют собой отару овец или видов скота в разных расположениях.

В процессе этой игры дети учатся человеческим взаимоотношениям, усваивают нравственные понятия, приобретают трудовые навыки, формируют познавательную деятельность, разговорную речь. Дети в игре отражают свои наблюдения за жизнью и бытом взрослых. Бараньи лодыжки-бабки  придают игре особенность, детям нравится играть с домашним скотом, импровизировать с ними различные сюжеты. Дети учатся обращаться к животным, говорить им «холой», «тадь» - «остановись», «иди» и т.д.

 

 

Подвижные игры

Большое место в жизни детей занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют ребенка, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, воспитывают характер и волю.

 

 

Табун ( Хурэг адуун)

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанию. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в своё логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он оскалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит  или не перебьёт всех волков.

Правила игры:Волк может разорвать круг. Пойманного жеребенка, он должен ловко увести к себе в логово.

 

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ)

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см.) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет её, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и «запятнать». Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры: Осаленный должен быстро передать палочку.

Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей.

Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры:Иголка, нитка, узелок, держась за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.


Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад)

Один игрок - волк, другой – овца, остальные ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

- Что волк ты здесь делаешь?

- Вас жду – говорит волк.

- А зачем нас ждешь?

- Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

           

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан)

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием Сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой её вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры:Соблюдать правильный прием стрельбы.

 

Волк и тарбаганы (Шоно Тарбагашааха)

Считалкой выбирается волк, остальные дети – тарбаганы. Чертят два круга – норы. Тарбаганы перебегают из одной норы  в другую. Волк их ловит, а тарбаганы стараются не стать добычей волка.

 

Обмен песнями (Дуу андалдаан)

Дети закрепляют выученные песни, учатся ритмичным движениям под мелодию песни. Это импровизированный конкурс песен для старшей группы. Умело направляя игровую деятельность детей интерес к народному творчеству.

 

Шапка (Малгай нюуха)

Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого-нибудь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребенок, за спиной которого упала шапка, должен незаметно среагировать: подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место. Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять пожелания детей – петь, рассказывать, плясать или исполнять номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д.


Загадывание и отгадывание (Таабари таалсаха)

На начальном этапе игры воспитатель сама загадывает детям загадки, а дети отгадывают их. Если дети затрудняются, воспитатель показывает картинки-отгадки.

Когда дети знают достаточное количество загадок, они делятся на подгруппы, соревнуются между собой в загадывании и отгадывании загадок. В старшей группе дети не только отгадывают загадки, но сами и придумывают их. Сначала воспитатель учит придумывать загадки, отмечать в предмете характерные признаки. Постепенно дети самостоятельно придумывают загадки.

 

Прятать золотинку (Алта нюуха)

По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золотинка» (пуговица, обернутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на колени, сомкнув ихлодочкой. Ведущий должен незаметно положить «золотинку» кому-нибудь в ладошки. Остальные дети должны внимательно смотреть за соседями. Если ребенок заметил, что «золотинку» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золотинка, выходи!», ребенок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золотинка» будет обязательно спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтоб его поймали, все желают быть артистами. Выступив перед публикой, «золотинка» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золотинка» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят за выступающего.

 

Охота на кабанов (Гахай шэдэхэ)

         Считалкой выбирают два «охотника», которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров, шириной от 1,5 до 2 метров). Их «оружие» - мячик. На поляне пасутся кабаны, резво убегая от пуль охотников. В игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать добычей охотников. Охотник же попав мячом в кабана, забирает его к себе за черту. Охотники соревнуются – у кого больше трофея. После каждого выстрела они передают мяч друг другу.

  

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 04.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»