Методические рекомендации по теме
«Повышение роли семьи в воспитании здорового и успешного ребенка»
Идея сотрудничества – одна из самых популярных в современной педагогике. Взаимная деятельность педагогов детского сада и родителей по достижению общей цели может существенно повысить ее эффективность.
Одна из причин низкой активности педагогического коллектива детского сада по привлечению родителей к воспитательно-образовательному процессу – отсутствие единого плана, включающего в себя интересные формы сотрудничества.
Причины снижения значимости роли семьи:
- смена приоритетов: материальных ценностей над семейными, духовно-нравственными;
- снижение воспитательного потенциала родителей, отсутствие заинтересованности в воспитании детей;
- развитие индивидуализма, потеря ощущения себя частью общества.
Цель: способствовать развитию педагогической культуры родителей и повышению гражданской ответственности за воспитание здорового и успешного ребенка.
Задачи:
- довести до родителей истину, что им принадлежит право и обязанность воспитания их детей;
- просвещение родителей по вопросам воспитания здорового и успешного ребенка;
- помочь родителям научиться уважать ребенка как личность, развивать его способности;
- приобщение семьи к введению здорового образа жизни;
- вовлечь родителей в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития здорового ребенка.
Гипотеза: Работа «Школы успешных родителей» будет плодотворной, если родители осознают свою ответственность за воспитание здорового и успешного ребенка и примут активное участие в педагогическом процессе.
Концепция: Повышение роли и ответственности семьи в воспитании здорового и успешного ребенка.
Критерии и показатели оценки эффективности взаимодействия ДОУ и семьи
Критерии изменения в жизни семьи:
- Увеличение времени совместных дел и увлечений взрослых и детей в семье (рисование, беседы и т.д.).
- Укрепление устойчивых семейных традиций на основе приобщения к национальным ценностям и здоровому образу жизни (день рождения, праздники, культурно-оздоровительные досуги, туристические походы и т.д.).
- Упрочение контактов между членами семьи.
- Улучшение микроклимата.
- Установка родителей на выполнение воспитательных функций.
Изменения во взаимоотношениях между воспитателем и родителями:
- Повышение эффективности сотрудничества (увеличиваются интенсивность контактов, избирательность, инициативность, содержательность, эмоциональная окрашенность).
- Изменение активности родителей в педагогическом процессе.
- Повышение готовности педагогов к взаимодействию с членами семьи, преодоление боязни семьи.
Изменения в педагогическом процессе:
- Накопление материалов семейного опыта воспитания здорового и успешного ребенка в методическом кабинете.
- Обобщение опыта взаимодействия с семьей и опыта семейного воспитания.
Ожидаемый результат:
- Установление делового эффективного взаимодействия между педагогами и родителями воспитанников МДОУ (общение и взаимопонимание).
- Изучение особенностей семьи.
- Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей.
- Обогащение опыта семейного воспитания.
- Создание педагогической копилки «Народные секреты укрепления здоровья».
- Повышение значимости труда педагогов дошкольного образования, формирование положительного общественного мнения о ДОУ, повышение его рейтинга.
Направления работы с семьей:
- Изучение особенностей семьи, методов воспитания ребенка в семье.
- Укрепление связи с семьей.
- Введение новых форм организации совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к здоровому образу жизни и национальным ценностям народов Забайкалья.
- Включение родителей в деятельность по самообразованию, самопознанию, повышению педагогической компетентности.
- Обмен семейным опытом воспитания здорового и успешного ребенка.
- Создание предметно-развивающей физкультурно-оздоровительной игровой среды (игрового комплекса) в МДОУ с нетрадиционным оборудованием: народными спортивными и физкультурными снарядами, национальными костюмами и атрибутами к играм.
Методы и формы работы с семьей:
1. Планирование системного подхода детского сада и семьи.
1.1. Методические рекомендации.
1.2. Раздел в годовом плане (ежегодно).
2. Работа с семьей по оказанию помощи в выборе правильных методов и приемов воспитания.
2.1. Диагностика семьи:
§ наблюдение;
§ анкетирование;
§ беседа;
§ посещение на дому;
§ исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим людям. Методика «Разноцветные домики»;
§ видеозаписи, продукты творческой деятельности родителей и детей.
2.2. Индивидуальная работа с семьей:
§ беседы;
§ домашние задания;
§ анкеты (опрос);
§ консультации;
§ наблюдение родителей за детской деятельностью в МДОУ (в т.ч. НОД).
2.3. Формы и методы коллективной работы:
§ управляющий совет ДОУ;
§ родительский комитет;
§ попечительский комитет;
§ практикум;
§ семинар-практикум;
§ совместная деятельность родителей и ребенка (культурно-досуговая, творческая, физкультурно-оздоровительная, исследовательская и т.д.);
§ родительская гостиная;
§ родительские собрания;
§ Школа успешных родителей.
3. Разработка методических и педагогических консультаций.
3.1. «Для вас, родители!» (советы, консультации педагогов, специалистов).
3.2. Памятки для родителей.
3.3. Заповеди и правила.
4. Домашние задания:
4.1. родительские уголки (групповые, общие детского сада) - стенды;
4.2. папки-передвижки, панно, буклеты;
4.3. родительская газета «Играем, познаем, учимся»
5. Сотрудничество с семьями детей, не посещающих детский сад:
5.1. Изучение социального заказа:
§ дни открытых дверей;
§ анкетирование;
§ реклама услуг детского сада;
§ Материнская школа «Мама солнышко мое, а я лучик ее»;
Этапы организации работы с семьей:
I этап – подготовительный
1. Знакомство педагога с семьями воспитанников, изучение проблем в воспитании детей.
2. Отбор эффективных методов и приемов диагностики семьи, детей, посещающих группу (анкеты, опросы, беседы, посещения) по направлению:
- состав семьи, профессия, образовательный уровень;
- общая семейная атмосфера;
- особенности взаимоотношений между членами семьи:
- тон обращения друг к другу;
- характер отношений;
- своеобразная автономность каждого члена в семье;
- что родители считают важным в воспитании;
- что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и т.п.;
- уровень психолого-педагогических знаний и практических умений;
- система воспитательного воздействия;
- организация совместных форм деятельности в семье (общность во всех семейных делах, вовлечение в них ребенка);
- вопросы дополнительного образования ребенка;
- социальный заказ родителей (с учетом их финансовых возможностей).
3. Планирование работы с семьей:
- специальные экспозиции, совместные занятия, фотовыставки, выставки совместного детско-родительского творчества, конкурсы, наглядная агитация, реклама, выпуск родительской газеты и т.п.;
- организация совместных культурно-досуговых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий;
- детско-родительская гостиная;
- план специалистов;
- планы работы родительского комитета.
II этап – организационный
1. Формирование базы данных по результатам анкет, опросов.
2. Создание условий для внедрения плана работы с семьей.
3. Формирование установки на сотрудничество детского сада и семьи.
III этап – практический
1. Работа педагога по формированию у родителей специальных знаний:
- дни диагностики;
- круглые столы;
- совместные занятия, открытые показы;
- система консультаций;
- семинары-практикумы;
- домашние задания;
- детско-родительские гостиные;
- родительские собрания;
2. Совместная деятельность по схеме «педагог-ребенок», «ребенок – родитель», «родитель-педагог», «родитель-ребенок-педагог»:
- праздники и развлечения (календарные, спортивные, семейные, фольклорные (национальные, народные), традиционные);
- экскурсии, походы, целевые прогулки;
- участие в совместных проектах, конкурсах, выставках (музыкальных, литературных, декоративно-изобразительного творчества);
- акции, субботники;
- мероприятия по улучшению материальной базы группы.
IV этап – отслеживание результатов
1. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.
2. Обобщение и распространение семейного опыта в воспитании ребенка (через родительскую газету, рекламные буклеты, круглый стол и т.п.).
3. Анализ эффективности работы с последующей коррекцией.
План взаимодействия с родителями
Формы работы |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Отметка о выполнении |
Работа с семьями воспитанников |
Формирование банка семей |
Социологически исследования по определению социального статуса и микроклимата в семье |
Сентябрь |
Воспитатели, ст.воспитатель, заведующая |
|
Нормативные документы (беседы) |
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Устав ДОУ, Конвенция о правах ребенка, условия родительского договора. |
В течение года |
Заведующая, педагоги МДОУ |
|
Анкетирование, опросы |
§ «Анкета для родителей»;
§ Анкета «Взаимоотношения в семье»;
§ Опросник «Культура здоровья вашей семьи»;
§ Анкета «Самооценка образа жизни»;
§ Анкета «Определения уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдении его в семье» |
Сентябрь – ноябрь |
Педагоги |
|
Родительские собрания |
Деловая игра «Родной свой край, люби и знай»
Круглый стол «Устное народное творчество. А как речь то говорит, словно реченька журчит»
Семинар-практикум «Культура здоровья» |
Сентябрь
Декабрь
Апрель |
Педагоги МДОУ, медицинская сестра |
|
Дни открытых дверей |
Посещения НОД родителями воспитанников
Экскурсия по детскому саду, группе
Книга отзывов |
1 раз в квартал |
Педагоги МДОУ |
|
«Родительские гостиные» |
«Игры, которые лечат» |
Февраль |
Педагоги МДОУ |
|
Помощь родителей |
Спонсорство.
Помощь в размножении и печати педагогической литературы.
Участие родителей в создании игрового комплекса с народным спортивным и физкультурным оборудованием, национальными костюмами и атрибутами. |
В течение года |
Родительский комитет, воспитатели групп
|
|
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов |
Привлечение родителей к участию в деятельности группы, МДОУ |
Работа родителей в творческих проектах педагогов.
Организация совместных физкультурных занятий.
«Гость группы» (встречи с интересными людьми). |
В течение года |
Педагоги МДОУ |
|
Творческие выставки |
- Выставка альбомов семейного творчества «Национальные традиции народов Забайкалья»
- «Народная игра – путь к здоровью»
- «Мастерим игрушки своими руками» |
Декабрь
Март
Май |
Педагоги |
|
Досуговые мероприятия |
Праздники:
§ спортивный праздник «Веселые старты» к юбилею округа;
§ «Праздник Детства».
Фольклорные праздники: «Рождественские встречи. Святки», «Праздник Белого месяца», «Веселая масленица».
Развлечения:
- физкультурно-оздоровительное «Зимние забавы»;
- спортивное «Наш солдат умом и силою богат» ко Дню защитника Отечества;
- «День смеха»;
- «Весенние Спартианские игры» |
Сентябрь
Июнь
Согласно народного календаря
Январь
Февраль
Апрель
Май |
Педагоги |
|
Педагогическое просвещение родителей |
Наглядно-педагогическая пропаганда |
Информационные стенды: «Советы медсестры», «Для вас, родители»
Газета для родителей «Играем, учимся, познаем»
Папки-передвижки:
« Правила личной безопасности»,
«Это интересно…», «Праздник в доме», «Памятки для родителей», «Дела домашние или обучение без принуждения», «Азбука здоровья», «Народная игра – как средство воспитания здорового ребенка». |
В течение года |
Педагоги, медсестра |
|
Консультирование |
Индивидуальное (по запросам родителей).
Консультации:
§ «Роль семьи в воспитании здорового ребенка»;
§ «Идем в детский сад и не болеем»;
§ «Воспитание привычек у детей»;
§ «Организация развивающей среды в семье»;
§ «Народные секреты укрепления здоровья». |
В течение года |
Педагоги, медсестра |
|