ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЯВНЫХ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Орловский детский сад "Солнышко"

 

 

ПАМЯТКА

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ЯВНЫХ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.

 

Алгоритм действий специалистов ОО в случае появления жалоб ребенка на насилие,

 а также при наличии травм специфического характера,

позволяющих заподозрить факт насилия

 

1. Сообщить заведующему ДОУ.

2. Показать ребенка медработнику, при наличии необходимости оказания экстренной медицинской помощи, обеспечить ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности связаться с родителями - специалисту отдела опеки и попечительства).

3. Сообщить родителям (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

4. При подтверждении предположения об имевшемся насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства.

5. Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.

6. При выявлении ситуаций, когда ребенка наказывают физически, с родителей (законных представителей) берутся объяснения в письменном виде, предупреждение об уголовной ответственности, в дальнейшем - устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутренний контроль по ДОУ).

7. При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете детского сада об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

8. В образовательной организации должна быть размещена в доступном для родителей месте информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП.

9. В образовательной организации необходимо организовать информирование детей о способах защиты и обеспечении собственной безопасности (информационные беседы «Что нужно знать, чтобы защитить себя», тренинги поведения в различных жизненных ситуациях, которые могут спровоцировать насилие и т.д.).

           Психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) - эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или непускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

 

 

 

 

Алгоритм действий специалистов ОО в случае установления факта наличия острой ситуации психического насилия

по отношению к ребенку

 

1.                  Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние.

2.                  Сообщить родителям (законным представителям) о состоянии ребенка.

3.                  Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья.

4.                  При адекватной реакции родителей (законных представителей) сообщить координаты центров и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации.

5.                  Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/ или ребенком.

6.                  При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или приют до разрешения ситуации.

Явные признаки жестокого обращения с детьми:

- Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- Следы сексуального насилия;

- Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

- Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома;

- Асоциальное поведение ребенка:

- Ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

- Ребенок побирается;

- Ребенок грязно или не по сезону одет;

- Наличие какой-либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми.

- Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

- Наличие информации   о фактах     вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
                                     Очевидные «внешние» признаки,

на которые необходимо реагировать специалистам ОО:

- асоциальное поведение ребенка;

- ребенок пропускает занятия или не посещает школу;

- у ребенка на теле травмы, следы насилия;

- ребенок побирается;

- ребенок грязно или не по сезону одет;

- семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

- наличие какой- либо информации о фактах   жестокого обращения с детьми;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

- наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Алгоритм деятельности специалистов образовательной организации в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком

·                    Каждый работник ДОУ обязан немедленно письменно сообщить об этом заведующему ДОУ;

·                    Информируются родители (законные представители).

·                    Заведующий ДОУ самостоятельно или по его поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.

·                    Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.

·                    При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.



Алгоритм работы социального педагога образовательного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми

1.                  Подробное изучение     социально-педагогических   характеристик групп и индивидуальных характеристик воспитанников из данных при составлении социального паспорта ДОУ, а также из собеседований с воспитателями.

2.                  Участие в работе методического объединения воспитателей для
своевременного получения информации об воспитанников и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).

3.                  Составление списков воспитанников, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж).

4.                  Использование различных форм работы с родителями (законными представителями) в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование, родительский лекторий и т.д.)   на тему «жестокое   обращение   и   насилие» с   использованием   законодательной   базы   об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение. 

5.                  Ознакомление участников образовательного процесса с признаками факторов риска для раннего выявления фактов    жестокого    обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей (законных представителей).

6.                  При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей. Педагог ДОУ должен знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи. Специалист службы сопровождения должен знать контактные телефоны ППМС-центра, «Телефона доверия» и/или межведомственной группы экстренной психолого-педагогической помощи при Управлении образования, по которому можно получить оперативную помощь специалиста.

7.                  Обратиться в центр социально-психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.

8.                  Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказания необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т. д.).

9.                  В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в приюте, социально-реабилитационном центре или стационаре.

10.              В системе воспитательной работы ДОУ со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предотвращению случаев жестокого обращения с детьми.

 

Основные задачи:

Проводить    профилактические    мероприятия    по    предупреждению    жестокого обращения с детьми.

- Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми.

- Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми.

-  Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

- Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.

 

Дата последнего обновления страницы 07.06.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»